О музее Музей посетителям Выставки Магазин Археология Издания Новости English
Выставки Текущие выставки Архив Анонс Выставка одного экспоната Виртуальные выставки
Искусство
Ирана
Искусство
Индии
Наследие
Рерихов
Искусство
Кавказа,
Средней
Азии и
Казахстана
Искусство
Центральной
Азии
Искусство
Сибири и
Крайнего
Севера
Искусство
Китая
Искусство
Юго-
Восточной
Азии
Искусство
Кореи
Искусство
Японии

Виртуальная
выставка
одного
экспоната

Шкатулка 




Фотография экспоната:
Шкатулка 


Место создания: Китай

Время создания: XVIII в. 

Материал: бамбук, листья лонтаровой пальмы, металл

Техника: резной лак 

Совершенно особое место в прикладном искусстве Китая периода Цин (1644-1911) занимают лаки. Для изготовления предметов из лака использовали смолу лакового дерева, растущего в тропических районах. Смола отстаивалась в течение длительного времени в бамбуковых сосудах, а затем окрашивалась. Большинство красителей плохо смешивается со смолой, что определило традиционную гамму, ограниченную сочетанием коричневого, черного и киноварно-красного цветов, иногда дополненную золотой росписью и инкрустацией перламутром. Основа из дерева или металла покрывается многочисленными слоями (до ста) густого киноварного лака. Затем на изделие наносится рисунок тонкой иглой, который потом углубляется резцом. 

Производство лаковых изделий из-за сложной техники было довольно дорогостоящим. Лак, отвечавший вкусам знати, как ни один другой материал применялся при декорировке архитектурных деталей, изготовлении мебели, разнообразной домашней утвари. В лаковых изделиях ценились качество полировки, цвет, гармоничное сочетание черных, красных и золотых тонов, тонкая роспись. Пекинские мастера работали по красному лаку в технике резьбы, которая позволяла разрабатывать декор, применяя мелкую и глубокую гравировку. 

Большая шкатулка для новогодних подношений имеет форму пятилепестковой сливы мэйхуа, зацветающей в горах на Новый год, когда еще не везде растаял снег. В ее декоре мастер применяет сложный косой срез по лаку, благодаря чему образуется особая бархатистость и вибрация поверхности. Шкатулка украшена виртуозно исполненными многослойными рельефами, изображающими фантастических львов шицзы, которые являются символами буддизма. Львы шицзы, популярные в китайской мифологии и культуре, первоначально предназначались для размещения в буддийских храмах, символизируя Будду и его «львиный (т.е. «великий») закон». Этот грозный зверь считался спутником Будды, подчеркивая величие Учителя, которому он служил как верная собака (именно поэтому его иногда называли «собака Фо» - «собака Будды»). В период Цин, когда религиозно-сакральный аспект этого образа трансформируется в благопожелательную символику, лев начинает олицетворять силу характера, мощь и благородство. Помещенный в домашнем интерьере, он обеспечивал защиту семьи от всех бед и невзгод.

Примеры других изделий из лака, поражающих своей утонченностью и мастерством исполнения, можно увидеть на выставке «Японский коллекционер Сюдо Садаму», которая продлиться до 08 июля 2018 г.