О музее Музей посетителям Выставки Магазин Археология Издания Новости English
Выставки Текущие выставки Архив Анонс Выставка одного экспоната Виртуальные выставки
Искусство
Ирана
Искусство
Индии
Наследие
Рерихов
Искусство
Кавказа,
Средней
Азии и
Казахстана
Искусство
Центральной
Азии
Искусство
Сибири и
Крайнего
Севера
Искусство
Китая
Искусство
Юго-
Восточной
Азии
Искусство
Кореи
Искусство
Японии

Виртуальная
выставка
одного
экспоната

Таштыкская маска




Фотография экспоната:
Таштыкская маска


Место создания: Республика Хакасия, Красноярский край, с. Койбалы

Время создания: I-III в. н.э.

Материал: гипс

Техника: формовка, раскраска

Таштыкская археологическая культура сформировалась на территории южной Сибири (Минусинская котловина) во II в. до н.э. – V в. н.э. в результате этно-культурного взаимодействия местного европеоидного населения и пришлых тюркоязычных монголоидных групп, которые мигрировали из Монголии и Прибайкалья в преддверии новой эры.

Основными памятниками таштыкской культуры являются погребения в наземных склепах. В погребальной практике таштыкцев известно как трупоположение, так и трупосожжение. Характерной особенностью всех таштыкских захоронений является использование погребальных масок.

За пять веков бытования лицевые маски принимали разные формы. На ранних этапах они представляли собой облицовку головы мумии или человекоподобной куклы, сшитой из кожи. В поздний период создавались настоящие скульптуры, каркасом для которых служили специальные сшитые из кожи и наполненные травой формы, а также гипсовые головы на подставках. Все маски несъемные, не имеют отверстий для глаз и рта и изображают мертвого человека с закрытыми глазами.

Маски охватывали лицо, включая уши и подбородок, а иногда затылок и шею. Лицевые маски лепили как скульптуру. Для этого на лицо наносили до трех-четырех слоев гипса. Верхнюю поверхность после высыхания заглаживали более чистым гипсом, а затем раскрашивали. Мужские и детские маски сплошь покрывались красной краской, поверх которой иногда наносились черные поперечные полосы. На белых женских масках красным цветом выделяли лоб, нос, губы, щеки, уши. Закрытые глаза всегда окрашивались черной краской. Иногда для детализации очертания глаз и рта прочерчивались по сырому гипсу, а красную и черную краски наносили по уже высохшему гипсу.

Маски лепили поверх покрывала, наложенного на лицо, поэтому черты, как правило, переданы схематично, а иногда и вовсе произвольно.

Захоронение кремированных останков также сопровождалось погребальными масками. Пепел и остатки костей помещали в мешочки и укладывали в специальные манекены-куклы, сшитые из овчины мехом внутрь, набитые травой. Голова «куклы» была овальной формы с пришитыми кожаными бровями и носом. Перед тем как лепить на лице маску, кукле закрывали или замазывали глаза и рот, сверху все лицо накрывали куском материи или кожи. Темно-красной краской подрисовывали лицо: брови, глаза, нос, рот и поперечные полосы раскраски. На многих масках обнаружены следы древней реставрации. Вероятнее всего, в результате погребальных обрядов, продолжавшихся несколько недель или месяцев, куклы и маски-бюсты постепенно приходили в негодность.

Таштыкские маски по смыслу не соответствуют общепринятому определению «маска». Поскольку их лепили либо по лицевому покрывалу, либо произвольно на кожаных формах, они не могут быть индивидуальными портретами. Между тем, по общему признанию, маски передают внешний облик двух групп людей: монголоидов и реже европеоидов, живших в бассейне Енисея в гунно-сарматскую эпоху.

*До 27 мая 2018 года таштыкские маски можно увидеть на выставке «Калейдоскоп истории»