О музее Музей посетителям Выставки Магазин Археология Издания Новости English
Выставки Текущие выставки Архив Анонс Выставка одного экспоната Виртуальные выставки
Искусство
Ирана
Искусство
Индии
Наследие
Рерихов
Искусство
Кавказа,
Средней
Азии и
Казахстана
Искусство
Центральной
Азии
Искусство
Сибири и
Крайнего
Севера
Искусство
Китая
Искусство
Юго-
Восточной
Азии
Искусство
Кореи
Искусство
Японии

Выставки

Тугра: крымский символ российской государственности

15 марта – 7 апреля 2019

Министерство культуры Российской Федерации
Государственный музей Востока

Тугра — каллиграфически выполненная подпись-монограмма османского султана или крымского хана. Происхождение этого знака до конца не выяснено: он представлял собой стилизованное изображение лука и стрелы (или лука и булавы). В основе ее, вероятно, лежал знак собственности – тамга рода сельджук. Возникнув в сельджукское время (в X-XI вв.) и достигнув пика развития в османский период, тугра в XVI в. появилась на периферии османского мира — в Крымском ханстве. Первая крымская тугра, которая нам известна, принадлежит хану Сахиб-Гирею (1532-1551), который, по всей вероятности, заимствовал ее у османских падишахов. Вплоть до 1783 г., когда Крымское ханство вошло в состав Российской империи, тугра — непременный атрибут власти крымских ханов.

Вскоре символ власти оказался востребован и в Московском государстве как элемент, связывавший правящий дом Романовых с золотоордынским миром (в дипломатической переписке). В XVII в. тугра создается для первого представителя династии — Михаила Федоровича, первая его тугра датируется 1620 г. Потом тугры ставятся на грамотах его сына - царя Алексея Михайловича, и внуков — Ивана и Петра (будущего Петра I). Эти грамоты отправляются из Москвы в Крым, среднеазиатские ханства, далекую Монголию, Индию. Петр I активно использует тугру как яркий образ манифестации царской власти на близком исламском Востоке. Тугры с его именем были напечатаны в 1722 г. в Астрахани во время каспийского похода.

Во второй половине XVIII в. традиция изготовления российских тугр замирает. Однако последствия включения Крыма в состав империи диктуют необходимость ее возрождения. В 1810-х годах создается тугра Александра I, а вскоре — тугра Николая I. Если первая известна нам только как декоративный элемент на фонтане императора в Бахчисарайском ханском дворце, то вторая активно используется в официальных документах российской канцелярии на османском языке для распространения среди крымских татар.

Во второй половине XIX в. тугрообразные композиции (создаваемые не только для императоров, но уже и членов их семей) вновь становятся непременной частью образа российского Крыма, часто намеренно «ориентализированного» под европейским влиянием.

Сегодня под тугрой понимают красочную каллиграфическую композицию с декоративным написанием имени собственного, построенным по определенным законам с помощью букв арабского алфавита. Тугра почти с любым именем на магните — чрезвычайно популярный сувенир, который продается в магазинах Казани и пользуется спросом. Собственные тугры были созданы художниками для Бориса Ельцина, Дмитрия Медведева и Владимира Путина. Долгая история этого явления хорошо иллюстрирует адаптацию древних символов власти современной популярной культурой и опосредованно – современной властью. Сегодня возрождение традиции изготовления тугр — уникальный случай реставрации древней тюркской властной символики.

На выставке будут представлены: тугры крымских ханов XVI-XVIII вв., а также российских царей и императоров XVII-XIX вв., в том числе царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых, императоров Петра I и Александра I.

Выставка организована совместно с Архивом Российской академии наук, Бахчисарайским историко-культурным и археологическим музей-заповедником, Государственным архивом Республики Крым, Российским государственным архивом древних актов, г. Москва.

Куратор выставки: Илья Зайцев